Порядок обжалования

Порядок обжалования нормативно-правовых актов

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

  1. органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт;
  2. судом; 
  3. уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 
Отсюда вытекает три самостоятельных способа защиты интересов граждан и юридических лиц, нарушенные принятием муниципального правового акта.
В первую очередь, в соответствии со статьей 33 Конституции РФ, у граждан есть конституционное право обращаться лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, а так же по вопросам, связанным с принятием муниципальных правовых актов.
Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2004 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
Вторым способом защиты интересов граждан и организаций является оспаривание муниципальных правовых актов в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Вопросы оспаривания правовых актов органов местного самоуправления подведомственный судам общей юрисдикции и арбитр субъекта РФ.
В соответствии со статьёй 245 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральными актами к компетенции иных судов.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ к ведению арбитражных судов относятся дела:
  • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителей предпринимательской и иной экономической деятельности.